Стиль
интерьера Конструктивизм (1
пол. ХХ века). В дизайне интерьера квартир стилю характерны продуманные
функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с
четко выявленным каркасом, техническая ясность форм. Отсутствие лепного декора.
Широко используются встроенные ниши, подсветки. Мебель отличается мобильностью
и функциональностью. Бурное, стремительное время на рубеже эпох в начале
прошлого века, время открытий и ошибок, проектов, дерзких экспериментов, крахов
и удач. Эпоха, с сумасшедшей скоростью менявшая жизнь, искусство,
мировоззрение. Рушилось то, что казалось незыблемым, и рождалась новая
эстетика, появились удивительные люди, талантливые фантазеры - художники,
архитекторы, поэты. Захлебнувшись свежим воздухом перемен, они ринулись
воплощать в жизнь самые невероятные замыслы, проникнутые духом новой эры.
Источником красоты для них стала техника, в ее угловатых контурах искали они
новые формы, источником вдохновения для них были безупречно функционирующие
механизмы, а творческим девизом: "растворить в деле… эстетическую,
эмоциональную сущность искусства". Их манила магия "Черного
квадрата".
В архитектуре были сформулированы новые принципы
градостроительства: социальная направленность жилища, его функциональное
соответствие самым необходимым потребностям обитателей, в связи с чем
проектируются малогабаритные "минимальные квартиры". Это
сопровождалось внедрением в жилищное строительство новых конструкций и
материалов: монолитного бетона, металлического каркаса, сборных бетонных
конструкций. Были установлены своего рода нормы "минимализированного
благополучия", которые считались наиболее подходящими для жилища рабочего
и насаждались как некий социально-архитектурный идеал. Время рационализма и
утилитаризма принесло и в искусство внутреннего убранства дома простоту,
гармонию и цельность. "Простота - не проста", "меньше - значит
больше" - эти афоризмы Миса ван дер Роэ, талантливого архитектора XX века,
стали сутью интерьера не только 20-30 годов, но и всего столетия. Ничто лишнее
не "цепляет" взгляд, все функционально, продумано, взвешено.
Выверенные пропорции роднят авангардную архитектуру того времени с классическим
зодчеством античности. Простые и четкие формы, окна от пола до потолка, металл
и бетон - дома, похожие на корабли, плывущие в будущее, а внутри создавался
интерьер нового времени.
Внутреннее пространство квартир освобождалось от
перегородок, отрицались старые представления о взаимоотношении внутренних
помещений дома. Деление на зоны осуществлялось абстрактным образом чаще всего
за счет легких передвижных перегородок, отдельные замкнутые комнаты, коридоры -
все это считалось безнадежно устаревшим. В отличие от интерьеров предыдущей
эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов звали в
будущее высоких технологий, машинного производства и футуристических
мегаполисов. Школы дизайна, создаваемые в то время учили создавать не
отдельные, пусть и гениальные вещи, а конструировать обстановку в целом,
создавая весь мир окружающих человека предметов. При этом главным был не
внешний вид, а функциональность предметов. Мебель рассматривалась как
"аппарат для сидения", в ее облике преобладали прямоугольные
плоскости и четкие конструкции.
Все вещи, спроектированные конструктивистами -
мебель и интерьеры в целом - отличались максимальной функциональностью и
минимальным декором. Орнамент в них отсутствовал полностью, допускались
цветовые акценты - блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные
простые цвета - красный, желтый, синий. Эти цвета считались отражением
философских и духовных ценностей эпохи.
Художники-конструктивисты создают новаторские
ткани, одежду, посуду, в которых ясные и простые по форме цветовые пятна в
сочетании с четкими колючими линиями и броским шрифтом создавали характерные
для эпохи вещи-плакаты.